35.01.27_ОПОП_без приложений

Содержание
Раздел 1. Общие положения ...................................................................................................... 5
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы ....................................... 6
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника...................... 6
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы ................. 7
4.1. Общие компетенции .......................................................................................................... 7
4.2. Профессиональные компетенции ................................................................................... 10
Раздел 5. Структура образовательной программы ............................................................ 19
5.1. Учебный план ................................................................................................................... 19
5.2. Календарный учебный график ........................................................................................ 22
5.3. Рабочая программа воспитания ...................................................................................... 26
5.4. Календарный план воспитательной работы .................................................................. 26
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы .......................................... 26
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы26
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы ... 32
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся ................................................ 33
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся ................................................. 34
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы ........... 34
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы....... 35
Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной
итоговой аттестации ................................................................................................................. 35
Раздел 8. Разработчики образовательной программы....................................................... 35
Приложение 1 Программы профессиональных модулей .................................................. 36
Приложение 1.1 ПМ.01 Выполнение работ по ремонту и наладке
сельскохозяйственных машин и оборудования ............................................................. 36
Приложение 1.2 ПМ.02 Выполнение механизированных работ в
сельскохозяйственном производстве с поддержанием технического состояния средств
механизации ........................................................................................................................... 51
Приложение 2 Программы учебных дисциплин ................................................................. 66
Приложение 2.1 СГ.01 История России .............................................................................. 66
Приложение 2.2 СГ.02 Иностранный язык в профессиональной деятельности ............. 75
Приложение 2.3 СГ.03 Безопасность жизнедеятельности ................................................ 85
Приложение 2.4 СГ.04 Физическая культура ..................................................................... 97
Приложение 2.5 СГ.05 Основы бережливого производства ........................................... 104
Приложение 2.6 СГ.06 Основы финансовой грамотности .............................................. 113

Приложение 2.7 ОП.01 Основы инженерной графики .................................................... 126
Приложение 2.8 ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ136
Приложение 2.9 ОП.03 Техническая механика с основами технических измерений .. 144
Приложение 2.10 ОП.04 Основы электротехники ........................................................... 154
Приложение 2.11 ОП.05 Основы агрономии .................................................................... 163
Приложение 2.12 ОП.06 Основы зоотехнии ..................................................................... 173
Приложение 2.13 ОП.07 Основы микробиологии, санитарии и гигиены ...................... 182
Приложение 3 Рабочая программа воспитания ................................................................ 192
Приложение 4 Оценочные материалы для государственной итоговой аттестации по
профессии .................................................................................................................................. 208

Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая ОПОП СПО по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного
производства разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.27 Мастер
сельскохозяйственного производства, утвержденного Приказом Минпросвещения России от
24 мая 2022 № 355 (далее – ФГОС СПО).
ОПОП определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального
образования по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства,
планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия
образовательной деятельности.
ОПОП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего
общего образования.
Основная профессиональная образовательная программа (далее – образовательная
программа), реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается
образовательной организацией на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой
профессии и настоящей ОПОП СПО.
1.2. Нормативные основания для разработки ОПОП:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Приказ Минпросвещения России от 08 апреля 2021 г. № 153 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального
образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных
программ среднего профессионального образования»;

• Приказ Минпросвещения России от 24 мая 2022 № 355 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства»;
• Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
• Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования»;

• Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа
2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической
подготовке обучающихся»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2
сентября 2020 г. № 555н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в
области механизации сельского хозяйства»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июня
2014 г. № 362н «Об утверждении профессионального стандарта «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства»;
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ОПОП:
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл;

П – профессиональный цикл;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОП – общепрофессиональная дисциплина;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
ГИА – государственная итоговая аттестация.
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: Мастер
сельскохозяйственного производства.
Направленность ОП:
Мастер по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и
оборудования;
Мастер по механизированным сельскохозяйственным работам.
Направленность
образовательной
программы
конкретизирует
содержание
образовательной программы путем ориентации на следующие виды деятельности
Наименование направленности
Мастер по техническому
обслуживанию
сельскохозяйственных машин и
оборудования
Мастер по механизированным
сельскохозяйственным работам

Вид деятельности в соответствии с направленностью
Выполнение работ по ремонту и наладке
сельскохозяйственных машин и оборудования

Выполнение
механизированных
работ
в
сельскохозяйственном производстве с поддержанием
технического состояния средств механизации

Получение образования по профессии допускается только в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего образования.
Форма обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего образования
по квалификации: мастер сельскохозяйственного производства – 1476 академических часов.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
среднего общего образования по квалификации: мастер сельскохозяйственного производства
– 10 месяцев.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального образования
на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего
образования: 2952 академических часов, со сроком обучения 1 год 10 месяцев.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников1: 13 Сельское хозяйство.
3.2. Соответствие видов деятельности профессиональным модулям:
Наименование видов деятельности
Наименование профессиональных
модулей
1

1

2

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О
реестре профессиональных стандартов (перечне видов деятельности)» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779).

Вид деятельности, в соответствии с направленностью
Мастер по техническому обслуживанию
сельскохозяйственных машин и оборудованию
Выполнение работ по ремонту и наладке
сельскохозяйственных машин и оборудования
Вид деятельности, в соответствии с направленностью
Мастер по механизированным сельскохозяйственным
работам
Выполнение механизированных работ в
сельскохозяйственном производстве с поддержанием
технического состояния средств механизации

Выполнение работ по ремонту и
наладке сельскохозяйственных
машин и оборудования

Выполнение механизированных
работ в сельскохозяйственном
производстве с поддержанием
технического состояния средств
механизации

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
Код
компе
тенци
и
ОК 01

Формулировка
компетенции

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Знания, умения

Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения
задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять
план
действия;
определять
необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной
и
смежных
сферах;
реализовывать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором приходится
работать и жить; основные источники информации
и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной
деятельности

ОК 02

Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности;

ОК 03

Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания
по
финансовой
грамотности
в
различных
жизненных
ситуациях;

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и
команде

Умения: определять задачи для поиска
информации; определять необходимые источники
информации; планировать процесс поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации; оценивать практическую значимость
результатов поиска; оформлять результаты поиска,
применять средства информационных технологий
для
решения
профессиональных
задач;
использовать
современное
программное
обеспечение; использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных задач.
Знания:
номенклатура
информационных
источников, применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации, современные средства и
устройства
информатизации;
порядок
их
применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств.
Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной
деятельности; применять современную научную
профессиональную терминологию; определять и
выстраивать
траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
выявлять
достоинства и недостатки коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной
деятельности;
оформлять
бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по
процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности;
презентовать
бизнес-идею;
определять источники финансирования
Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и
профессиональная терминология; возможные
траектории профессионального развития и
самообразования; основы предпринимательской
деятельности; основы финансовой грамотности;
правила разработки бизнес-планов; порядок
выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты
Умения: организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности; основы проектной деятельности

ОК 05

ОК 06

ОК 07

Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

Умения: грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений

Умения: описывать значимость своей профессии;
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Знания: сущность гражданско-патриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость профессиональной деятельности по
профессии
стандарты
антикоррупционного
поведения и последствия его нарушения

Умения: соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по профессии осуществлять работу с
соблюдением
принципов
бережливого
производства; организовывать профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
климатических условий региона.
Знания: правила экологической безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения
ресурсосбережения;
принципы
бережливого производства; основные направления
изменения климатических условий региона.

ОК 08

Использовать
средства физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня физической
подготовленности

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

Умения:
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных
целей;
применять
рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной деятельности; пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для данной профессии
Знания:
роль
физической
культуры
в
общекультурном,
профессиональном
и
социальном развитии человека; основы здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной
деятельности и зоны риска физического здоровья
для
профессии
средства
профилактики
перенапряжения
Умения: понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы; участвовать в
диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о
своей профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснять свои действия (текущие
и планируемые); писать простые связные
сообщения на знакомые или интересующие
профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на
профессиональные темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов,
средств
и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения;
правила чтения текстов профессиональной
направленности

4.2. Профессиональные компетенции
Основные виды
деятельности
Выполнение
работ по
ремонту и
наладке
сельскохозяйст
венных машин
и оборудования

Код и
наименование
компетенции
ПК 1.1 Выполнять
работы по
разборке (сборке),
монтажу
(демонтажу)
сельскохозяйствен
ных машин и
оборудования

Показатели освоения компетенции
Навыки:
выполнения работ по очистке и мойке машин,
агрегатов, узлов и деталей сельскохозяйственных
машин и оборудования;
выполнения разборочно-сборочных работ
сельскохозяйственных машин и оборудования;
установления комплектности
сельскохозяйственного оборудования; выполнения
измерительных работ и оценки качества
проведенных монтажных работ.
Умения:
подбирать технологическое оборудование и
режимы очистки и мойки машин, узлов и деталей;
осуществлять выбор инструментов,
приспособлений для разборки и сборки
сельскохозяйственных машин и оборудования;
использовать инструменты, приспособления,
пневматическое, электрическое, слесарномеханическое оборудование при разборке и сборке
сельскохозяйственных машин и оборудования;
производить операции по разборке и сборке
сельскохозяйственных машин и оборудования при
ремонте;
использовать нормативно-техническую
документацию по разборке и сборке
сельскохозяйственных машин и оборудования;
применять средства индивидуальной защиты в
соответствии с инструкциями и требованиями
охраны труда.

ПК 1.2.
Производить
ремонт узлов и
механизмов
сельскохозяйствен
ных машин и
оборудования.

Знания:
назначение и порядок использования моечного
оборудования;
способы очистки и мойки сельскохозяйственных
машин и оборудования;
виды моечных средств;
назначение и конструктивное устройство
сельскохозяйственных машин и оборудования;
порядок проведения разборки и сборки
сельскохозяйственных машин и оборудования;
наименование и назначение расходных
материалов;
технические характеристики, конструктивные
особенности, назначение деталей;
подбор и правила применения контрольноизмерительных инструментов и приборов;
регламент оценки качества проведенных
разборочно-сборочных работ;
методы демонтажа сельскохозяйственного
оборудования;
способы применения механизированного
инструмента при демонтаже
сельскохозяйственного оборудования;
назначение, конструктивное устройство
монтируемого сельскохозяйственного
оборудования и взаимодействие его основных
узлов;
способы проверки размеров фундаментов под
сельскохозяйственное оборудование;
способы и параметры оценки качества
проведенных работ по демонтажу
сельскохозяйственного оборудования;
технические характеристики и конструктивные
особенности сельскохозяйственного оборудования;
методы монтажа сельскохозяйственного
оборудования;
способы применения механизированного
инструмента при монтаже сельскохозяйственного
оборудования;
способы и параметры оценки качества
проведенных работ по монтажу
сельскохозяйственного оборудования;
правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности.
Навыки:
выполнения ремонтных работ узлов и механизмов
сельскохозяйственных машин и оборудования;
проведения контрольно-измерительных работ для
выявления неисправных узлов и механизмов;
проведения проверки комплектности узлов и
механизмов сельскохозяйственных машин и
оборудования.

ПК 1.3
Производить
восстановление
деталей
сельскохозяйствен
ных машин и
оборудования

Умения:
использовать контрольно-измерительный
инструмент для выявления неисправных узлов и
механизмов;
осуществлять выбор оборудования, оснастки для
ремонта узлов и механизмов
сельскохозяйственных машин и оборудования;
применять средства индивидуальной защиты в
соответствии с инструкциями и требованиями
охраны труда;
использовать нормативно-техническую
документацию по ремонту узлов и механизмов
сельскохозяйственных машин и оборудования.
Знания:
технические условия на ремонт узлов и
механизмов сельскохозяйственных машин и
оборудования;
методы выявления и способы устранения дефектов
в работе узлов и механизмов
сельскохозяйственных машин и оборудования;
основные приемы слесарных работ по ремонту
узлов и механизмов сельскохозяйственных машин
и оборудования;
правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности;
назначение и конструктивное устройство узлов и
механизмов сельскохозяйственных машин и
оборудования;
правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности.
Навыки:
определения технического состояния отдельных
узлов и деталей сельскохозяйственных машин и
оборудования;
определения технического состояния отдельных
узлов и деталей машин и оборудования.
Умения:
выявлять неисправные деталей
сельскохозяйственных машин и оборудования;
использовать контрольно-измерительный
инструмент при восстановлении деталей
сельскохозяйственных машин и оборудования;
осуществлять выбор оборудования, оснастки для
восстановления деталей сельскохозяйственных
машин и оборудования;
производить ремонтные операции по устранению
дефектов деталей при восстановлении
сельскохозяйственных машин и оборудования;
использовать нормативно-техническую
документацию по восстановлению деталей
сельскохозяйственных машин и оборудования.

Знания:
назначение и конструктивные особенности деталей
сельскохозяйственных машин и оборудования;
основные приемы слесарных работ при
восстановлении деталей сельскохозяйственных
машин и оборудования;
технические условия на восстановление деталей
сельскохозяйственных машин и оборудования;
методы выявления и устранения дефектов деталей
сельскохозяйственных машин и оборудования;
методика контроля геометрических параметров
деталей сельскохозяйственных машин и
оборудования;
системы допусков и посадок, классы точности,
шероховатость, допуски формы и расположения
поверхностей;
основные механические свойства обрабатываемых
материалов;
способы восстановления и упрочнения
изношенных деталей согласно техническим
требованиям;
ПК 1.4 Выполнять Навыки:
стендовую
выполнения работ по обкатке агрегатов и узлов
обкатку,
отремонтированных сельскохозяйственных машин;
испытание,
выполнения работ по регистрации технических
регулирование
характеристик и испытания отремонтированных
отремонтированны сельскохозяйственных машин.
х
Умения:
сельскохозяйствен выбирать стенды для обкатки агрегатов и узлов
ных
машин
и отремонтированных сельскохозяйственных машин;
оборудования.
выполнять установку и присоединение
отремонтированных агрегатов и узлов на стенды
для обкатки (отсоединению и снятию со стенда
после окончания испытаний);
использовать стенды для обкатки агрегатов и узлов
отремонтированных сельскохозяйственных машин;
выявлять и устранять дефекты, обнаруженные при
обкатке отремонтированных
сельскохозяйственных машин; применять средства
индивидуальной защиты в соответствии с
инструкциями и требованиями охраны труда.

ПК 1.5 Выполнять
наладку
сельскохозяйствен
ных машин и
оборудования

Знания:
конструктивные особенности, назначение и
взаимодействие узлов и механизмов
сельскохозяйственных машин; марки топлива,
смазочных материалов и рабочих жидкостей,
применяемых в сельскохозяйственных машинах;
порядок подготовки отремонтированных
сельскохозяйственных машин к обкатке и
испытаниям; технические условия на обкатку,
испытания и регулировку отремонтированных
сельскохозяйственных машин; виды,
последовательность, режимы обкатки и испытаний
отремонтированных сельскохозяйственных машин;
порядок регулирования узлов отремонтированных
сельскохозяйственных машин.
Навыки:
выполнения работ по обкатке агрегатов и машин;
выполнения разборочно-сборочных, дефектовочнокомплектовочных работ.
Умения:
выбирать инструменты и оснастку при проведении
при проведении пусконаладочных работ
сельскохозяйственного оборудования;
использовать инструменты и оснастку для наладки
сельскохозяйственного оборудования;
установка и подключение, отключение и снятие
сельскохозяйственного оборудования;
устранять неполадки и регулировать рабочие
параметры сельскохозяйственного оборудования.
Знания:
конструктивные особенности, назначение
сельскохозяйственного оборудования при
проведении пусконаладочных работ;
марки топлива, смазочных материалов и рабочих
жидкостей, применяемых в сельскохозяйственном
оборудовании при проведении пусконаладочных
работ;
порядок подготовки к приемо-сдаточным
испытаниям сельскохозяйственного оборудования;
технические условия на приемо-сдаточные
испытания сельскохозяйственного оборудования;
правила и нормы охраны труда.

Выполнение
механизирован
ных работ в
сельскохозяйст
венном
производстве с
поддержанием
технического
состояния
средств
механизации

ПК 2.1. Выполнять
основную
обработку и
предпосевную
подготовку почвы
с заданными
агротехническими
требованиями

Навыки:
комплектования агрегатов для выполнения
подготовки и обработки почвы с заданными
агротехническими требованиями;
подготовки и обработки почвы с соблюдением
агротехнических требований;
текущего контроля качества основной и
предпосевной обработки почвы;
Умения:
настраивать и регулировать агрегаты для
выполнения основной обработки и предпосевной
подготовки почвы;
устранять простейшие неисправности в процессе
работы машинно-тракторных агрегатов;
выбирать скоростной режим, различные виды
движения машинно-тракторных агрегатов с учетом
допустимых по агротехническим требованиям в
зависимости от конфигурации поля и состава
агрегата
Знания:
основы технологии механизированных работ в
растениеводстве;
технологии, приемы основной и предпосевной
обработки почвы с учетом агротехнических
требований;
принцип действия, устройство, техническая и
технологическая регулировка
сельскохозяйственных машин для выполнения
подготовки и обработки почвы;
контроль и оценка качества основной и
предпосевной подготовки почвы
правила и нормы охраны труда
ПК 2.2 Вносить Навыки:
удобрения
с внесения удобрений с соблюдением
заданными
агротехнических требований
агротехническими Умения:
требованиями
настраивать и регулировать агрегат для внесения
удобрений на заданный режим работы с учетом
агротехнических требований;
устранять простейшие неисправности в процессе
работы машинно-тракторных агрегатов
Знания:
виды минеральных и органических удобрений;
технологические схемы, агротехнические
требования на внесение минеральных и
органических удобрений;
принцип действия, устройство, техническая и
технологическая регулировка машин для внесения
минеральных и органических удобрений;
контроль и оценка качества внесения удобрений;
правила и нормы охраны труда

ПК 2.3. Выполнять
механизированные
работы по посеву,
посадке и уходу за
сельскохозяйствен
ными культурами

Навыки:
выполнения механизированных работ по посеву,
посадке и уходу за сельскохозяйственными
культурами;
текущего контроля качества посева, посадки, ухода
за сельскохозяйственными культурами.
Умения:
настраивать и регулировать машинно-тракторный
агрегаты по посеву, посадке и уходу за
сельскохозяйственными культурами;
устранять простейшие неисправности в процессе
работы машинно-тракторных агрегатов;
пользоваться надлежащими средствами защиты.
Знания:
агротехнические требования, технологии, способы
ухода за посевами и посадками
сельскохозяйственных культур, в т.ч. с
использованием оборудования для точного
земледелия;
принцип действия, устройство, техническая и
технологическая регулировка
сельскохозяйственных машин для выполнения
посева и посадки сельскохозяйственных культур;
контроль и оценка качества выполняемых
механизированных работ по посеву, посадке и
уходу за сельскохозяйственными культурами;
правила и нормы охраны труда
ПК 2.4 Выполнять Навыки:
уборочные работы комплектования машинно-тракторного агрегата
с
заданными для проведения уборочных работ;
агротехническими проведения уборочных работ с соблюдением
требованиями.
требований и правил агротехники;
текущего контроля качества уборочных работ
Умения:
настраивать и регулировать машинно-тракторный
агрегат для проведения уборочных работ;
устранять простейшие неисправности в процессе
работы машинно-тракторных агрегатов
Знания:
агротехнические требования к уборке
сельскохозяйственных культур
принцип действия, устройство, техническая и
технологическая регулировка, правила
комплектования машин для проведения уборочных
работ;
технологии и организация работ по уборке
зерновых и зернобобовых культур, масличных
культур, овощных культур, сахарной свеклы,
кормовых культур в соответствии с требованиями
агротехники и интенсивных технологий
производства

ПК 2.5 Выполнять
погрузочноразгрузочные,
транспортные
и
стационарные
работы
на
тракторах.

Навыки:
выполнение погрузочно-разгрузочных,
транспортных и стационарных работ на тракторах,
в т.ч. с использованием рабочего и
вспомогательного оборудования трактора
Умения:
размещать и закреплять на тракторных прицепах
перевозимый груз;
выполнять транспортные и стационарные работы
на тракторах;
получать, оформлять и сдавать транспортную
документацию
Знания:
классификация сельскохозяйственных грузов;
Правила эксплуатации, погрузки, укладки,
строповки грузов на тракторных прицепах и их
разгрузки;
правила дорожного движения и перевозки грузов;
правила охраны труда при проведении погрузочноразгрузочных работ и транспортировке грузов
ПК 2.6 Выполнять Навыки:
мелиоративные
выполнения мелиоративных работ;
работы
текущего контроля качества мелиоративных работ
Умения:
комплектовать машинно-тракторный агрегат для
корчевания пней, удаления кустарников и уборки
камней, для устройства и содержания каналов, для
планировки поверхности поля;
настраивать и регулировать машинно-тракторный
агрегат для устройства и содержания каналов, для
корчевания пней, удаления кустарников и уборки
камней, для планировки поверхности поля
Знания:
принцип действия, устройство, техническая и
технологическая регулировка машин для
корчевания пней, уборки камней и удаления
кустарников, устройства и содержания каналов,
для планировки поверхности поля;
технология выполнения культуртехнических
работ, работ по устройству и содержанию каналов,
планировочных работ в соответствии с
требованиями агротехники
Навыки:
выполнения механизированных работ по разгрузке
и раздаче кормов, уборке навоза в
животноводческих помещениях и на выгульных
площадках

ПК 2.7 Выполнять
механизированные
работы
по
разгрузке и раздаче
кормов животным,
уборке навоза и
отходов
животноводства.

ПК 2.8 Выполнять
техническое
обслуживание при
использовании и
при
хранении
тракторов,
комбайнов,
сельскохозяйствен
ных
машин
и
оборудования,
заправлять
тракторы
и
самоходных
сельскохозяйствен
ные
машины
горючесмазочными
материалами.

Умения:
комплектовать машинно-тракторные агрегаты для
разгрузки и раздачи кормов, для уборки навоза и
отходов животноводства;
настраивать и регулировать машинно-тракторный
агрегат для разгрузки и раздачи кормов, для
уборки навоза и отходов животноводства;
устранять простейшие неисправности в процессе
работы машинно-тракторных агрегатов;
пользоваться надлежащими средствами защиты
Знания:
принцип действия, устройство, техническая и
технологическая регулировка машин для разгрузки
и раздачи кормов;
технология выполнения работ по разгрузке и
раздаче кормов в животноводческих помещениях и
на выгульных площадках;
правила и нормы охраны труда
Навыки:
выполнения всех видов периодического
технического обслуживания трактора, комбайна,
сельскохозяйственной машины и оборудования;
получения горюче-смазочных материалов и
выполнения заправки тракторов и самоходных
сельскохозяйственных машин
Умения:
выполнять работы по подготовке, установке на
хранение и снятию с хранения трактора, комбайна,
сельскохозяйственной машины и оборудования, в
соответствии с требованиями нормативнотехнической документации;
заправлять транспортные средства горючесмазочными материалами и специальными
жидкостями с соблюдением экологических
требований и требований безопасности;
заполнять документацию по выдаче
нефтепродуктов
Знания:
порядок подготовки, перечень операций всех видов
периодического технического обслуживания
трактора, комбайна, сельскохозяйственной
машины и оборудования;
виды, способы, порядок подготовки техники к
хранению и снятия с хранения;
требования к топливно-смазочным материалам и
специальным жидкостям, технические средства
для их транспортирования, приема, хранения,
выдачи;
свойства, правила хранения и использования
горюче-смазочных материалов и технических
жидкостей;
правила и нормы охраны труда

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.1.1. Учебный план по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)

Распределение
обязательной
аудиторной нагрузки
по курсам и семестрам
(час. в семестр)

Объем образовательной нагрузки в
академических часах

Практика

Промежуточная аттестация

1 семестр - 17 недель

2 семестр - 24 недели

3 семестр - 17 недель

4 семестр - 24 недели

743

683

475

268

0

50

0

612

864

0

0

852

516

308

336

180

0

28

0

384

468

0

0

72

36

30

24

12

Работа обучающихся во
взаимодействии с преподавателями

6

Самостоятел
ьная работа

Профессиональноориентированное содержание

1476

4 семестр

3 семстр

Лабораторные и практические
занятия

Э

Учебные занятия

БУД.01

в т. ч. в форме практ. подготовки

БУД.00

Общеобразовательный
цикл
Базовые учебные
дисциплины
Русский язык

ВСЕГО

О.00

2 семестр

Наименование циклов,
дисциплин,
профессиональных
модулей, МДК, практик

1 семестр

Индекс

Формы промежуточной
аттестации (Э/ДЗ)

I курс

72

II курс

БУД.02

Литература

БУД.03

История

БУД.04

Обществознание

БУД.05

География

БУД.06

Иностранный язык

БУД.07

ДЗ

108

54

52

40

14

2

136

44

90

32

12

2

ДЗ

72

40

30

22

18

2

72

ДЗ

72

36

34

20

16

2

72

ДЗ

72

70

0

50

20

2

Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины
Информатика

ДЗ

72

62

8

42

20

2

20

52

ДЗ

68

46

20

36

10

2

20

48

ДЗ

108

88

14

36

52

6

ДЗ

72

40

30

34

6

2

592

206

368

118

88

ПУД.01

Химия
Профильные учебные
дисциплины
Математика

Э

340

114

220

58

56

6

ПУД.02

Физика

Э

108

22

80

14

8

6

ПУД.03

Биология
Дополнительные
учебные дисциплины
Индивидуальный проект
Обязательная часть
образовательной
программы,
вариативная часть
Социальногуманитарный цикл
История России
Иностранный язык в
профессиональной
деятельности

144

70

68

46

24

6

32

21

7

21

0

32

21

7

21

1440

941

983

393

0

546

80

50

0

204

88

106

86

0

0

12

24

0

ДЗ

32

0

30

0

2

4

32

ДЗ

32

32

0

30

2

8

32

БУД.08
БУД.09
БУД.10
ПУД.00

ДУД.00
ДУД.01

СГ.00
СГ.01
СГ.02

ДЗ

Э

ДЗ

0

0

18

4

108
136

72

108

0

20

52

228

364

84

256

0

0

0

0

0

612

828

0

204

0

108
144
0

0

4

32
32

ОП.04

Безопасность
жизнедеятельности
Физическая культура
Основы бережливого
производства
Основы финансовой
грамотности
Общепрофессиональный
учебный цикл
Основы инженерной
графики
Основы
материаловедения и
технология
общеслесарных работ
Техническая механика с
основами технических
измерений
Основы электротехники

ОП.05

Основы агрономии

Э

32

12

18

12

2

2

32

ОП.06

Основы зоотехнии
Основы микробиологии,
санитарии и гигиены
Профессиональный
учебный цикл
Профессиональные
модули
Выполнение работ по
ремонту и наладке
сельскохозяйственных
машин и оборудования

Э

32

12

18

12

2

2

32

Э

32

12

18

12

2

2

32

1012

756

764

210

0

546

54

12

0

0

184

828

1012

756

764

210

0

546

54

12

0

0

184

828

562

408

422

126

0

282

28

6

0

0

56

506

СГ.03
СГ.04
СГ.05
СГ.06
ОП.00
ОП.01
ОП.02

ОП.03

ОП.07
П.00
ПМ.00
ПМ.01

ДЗ

36

10

24

10

2

ДЗ

40

36

2

36

2

8

40

ДЗ

32

0

30

0

2

2

32

ДЗ

32

10

20

10

2

2

32

224

97

113

97

14

14

ДЗ

32

12

18

12

2

2

32

ДЗ

32

16

14

16

2

2

32

Э

32

12

18

12

2

2

32

ДЗ

32

21

9

21

2

2

32

Э

0

0

36

0

0

224

0

МДК.01.01

МДК.01.02

УП.01
ПП.01
Э.01

ПМ.02

МДК.02.01

МДК.02.02

Ремонт узлов и
механизмов,
восстановление деталей
сельскохозяйственных
машин и оборудования
Выполнение стендовой
обкатки, испытания и
регулирования и наладки
отремонтированных
сельскохозяйственных
машин и оборудования
Учебная практика
Производственная
практика
Экзамен по модулю
Выполнение
механизированных
работ в
сельскохозяйственном
производстве с
поддержанием
технического состояния
средств механизации
Эксплуатация и
техническое
обслуживание
сельскохозяйственных
машин и оборудования
Технологии выполнения
механизированных работ
в сельском хозяйстве

212

114

92

114

6

4

56

156

50

12

48

12

КДЗ1

210

210

210

210

2

210

КДЗ2

72

72

72

72

2

72

18

18

Э1
2

18

Э

450

348

342

84

32

14

16

44

22

20

0

264

50

26

6

0

0

128

322

14

2

2

32

22

2

2

44

Э2

Теоретическая подготовка
МДК.02.03 водителей самоходных
машин
УП.02
Учебная практика
Производственная
ПП.02
практика
Э.02
Экзамен по модулю
ГИА

Государственная
итоговая аттестация
ИТОГО:

92

48

42

КДЗ1

192

192

192

192

КДЗ2

72

72

72

72

2

18

2

2

80

12

48

144
72

18

18

36

36

2952 1684

Государственная итоговая аттестация проводится в форме
демонстрационного экзамена.

Э¹

комплексный экзамен МДК.01.01 и МДК.01.02

Э²

комплексный экзамен МДК.02.01, МДК.02.02 и МДК.02.03

КДЗ1

комплексный дифференцированный зачет по УП.01 и УП.02

КДЗ2

комплексный дифференцированный зачет по ПП.01 и ПП.02

5.2. Календарный учебный график

48

1666

868

268

546

130

50

612

864

612

864

Дисциплин и МДК

612

864

486

408

Учебной практики

0

0

126

276

Производственной практики

0

0

0

144

Экзаменов

2

2

4

4

Диф. зачетов (без учета физической культуры)

3

6

8

2

5.2.1. По программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

2024-2025 учебный год
курс

0207
1

сентябрь
09- 16- 2314 21 28
2
3
4

3005
5

группа
даты

№ календарных
недель

0712
6

октябрь
14- 21- 2819 26 02
7
8
9
1 семестр

0409
10

ноябрь
11- 1816 23
11 12

2530
13

0207
14

декабрь
09- 16- 2314 21 28
15 16 17

3004
18

0611
19

январь
13- 2018 25
20 21

2701
22

0308
23

февраль
10- 1715 22
24 25

2401
26

0308
27

март
10- 1715 22
28 29

2429
30

3105
31

0712
32

апрель
14- 2119 26
33 34

май
28- 05- 12- 1903 10 17 24
35 36 37 38
2 семестр

2631
39

0207
40

июнь
09- 1614 21
41 42

2328
43

3005
44

0712
45

июль
14- 2119 26
46 47

2802
48

0409
49

август
11- 1816 23
50 51

2530
52

1

МСП-3

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

К

К

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

К

К

К

К

К

К

К

К

К

1

МСП-4

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

К

К

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

К

К

К

К

К

К

К

К

К

март
09- 1614 21
28 29

2328
30

3004
31

0611
32

май
27- 04- 11- 1802 09 16 23
35 36 37 38
2 семестр

2530
39

0106
40

июнь
08- 1513 20
41 42

2227
43

2904
44

0611
45

июль
13- 2018 25
46 47

2701
48

0308
49

август
10- 1715 22
50 51

2429
52

2025-2026 учебный год
курс

группа
даты

№ календарных
недель

0106
1

0813
2

сентябрь
15- 2220 27
3
4

2904
5

0611
6

октябрь
13- 20- 2718 25 01
7
8
9
1 семестр

0308
10

ноябрь
10- 1715 22
11 12

2429
13

0106
14

0813
15

декабрь
15- 2220 27
16 17

2903
18

0510
19

январь
12- 1917 24
20 21

2631
22

0207
23

февраль
09- 1614 21
24 25

2328
26

0207
27

апрель
13- 2018 25
33 34

2

МСП-3

36 24(12) 36 24(12) 36 24(12) 36 24(12) 36 24(12) 36 24(12) 36 24(12) 36 24(12) 24(12) К

К

36 12(24) 36 12(24) 36 12(24) 36 12(24) 36 12(24) 36 12(24) 36 12(24) 36 12(24) 6(30) (36)

П

П

П

П

А

Г

2

МСП-4

36 24(12) 36 24(12) 36 24(12) 36 24(12) 36 24(12) 36 24(12) 36 24(12) 36 24(12) 24(12) К

К

36 12(24) 36 12(24) 36 12(24) 36 12(24) 36 12(24) 36 12(24) 36 12(24) 36 12(24) 6(30) (36)

П

П

П

П

А

Г

Условные обозначения
T
36 Теоретическое обучение
Т(У) 30(6) Теоретическое обучение (учебная практика)
Государственная итоговая аттестация
Г
Производственная практика
П
Промежуточная аттестация
А
Каникулы
К

5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических
условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся в
развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым,
общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в Конституции Российской
Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых
качеств квалифицированных рабочих, служащих, определенных отраслевыми
требованиями (корпоративной культурой).
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественноценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы
6.1.1. Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том
числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы, мастерские
и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и
материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
социально-гуманитарных дисциплин;
иностранного языка;
инженерной графики;
материаловедения;
технической механики;
агрономии;
зоотехнии;
бережливого производства;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:

технических измерений;
микробиологии, санитарии и гигиены;
электротехники;
механизации сельскохозяйственных работ;
сельскохозяйственных и мелиоративных машин;
тракторов и автомобилей;
эксплуатации машинно-тракторного парка;
ремонта машин, оборудования и восстановления деталей.
Мастерские:
слесарная;
пункт технического обслуживания
Спортивный комплекс
Образовательная организация для реализации учебной дисциплины «Физическая
культура» располагает спортивной инфраструктурой, обеспечивающей проведение всех видов
практических занятий, предусмотренных учебным планом.

Залы:
– библиотека, читальный зал с выходом в интернет
6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз практики
по профессии
Образовательная организация, реализующая программу по профессии 35.01.27
Мастер сельскохозяйственного производства, располагает материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным
планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и
нормам в разрезе выбранных траекторий. Минимально необходимый для реализации ООП
перечень материально-технического обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение кабинетов
Кабинет «Технической механики», оснащенный оборудованием:
-рабочее место преподавателя;
-рабочие места обучающихся;
-учебно-методические материалы по профессиональному модулю;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
- макеты сварных, клёпаных, клееных соединений деталей, плакаты и схемы по
разделам дисциплины;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов; сборочных единиц, валов и осей, муфт,
передач; образцы подшипников, шестеренок, различных типов передач;
- комплект приборов, инструментов и приспособлений;
- дидактический материал;
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Агрономии», оснащенный оборудованием:
-рабочее место преподавателя,
-рабочие места обучающихся,
- гербарии растений,

- коллекции семян сельскохозяйственных культур, вредителей, удобрений,
- муляжи плодов и овощей,
- макеты почво-обрабатывающих орудий;
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Зоотехнии», оснащенный оборудованием:
-рабочее место преподавателя,
-рабочие места обучающихся,
-муляжи пород сельскохозяйственных животных,
-макеты и стенды по темам занятий,
-комплект приборов для определения микроклимата,
-инструменты для мечения животных;
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Бережливого производства», оснащенный оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- наглядные пособия «Бережливое производство»:
- плакаты, раздаточный материал;
- компьютеры по количеству обучающихся;
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-методические материалы по дисциплине
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Иностранного языка», оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-методические материалы по дисциплине
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся,

плакаты для военной подготовки
техническими средствами обучения: комплекты индивидуальных средств защиты;
контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности; огнетушители порошковые
(учебные); огнетушители пенные (учебные); огнетушители углекислотные (учебные);
устройство отработки прицеливания; медицинская аптечка с техническими средствами
обучения: компьютер, проектор, экран, телевизор, видеофильмы: «Оказание первой
медицинской (доврачебной помощи)»; «Гражданская помощь»; «Пожарная безопасность»;
«Электробезопасность»; «Действие население при химических авариях»; «Действие
населения при авариях на АЭС»; «Действие население в зоне РА заражения»; Населению о
ГО; подборка видеокассет по разделу ОВС
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Инженерной графики», оснащенный оборудованием:
рабочие места по количеству обучающихся
рабочее место для преподавателя
наглядные пособия (детали, сборочные узлы, плакаты, макеты, модели и др.),
комплекты учебно-методической и нормативной документации
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Материаловедения»,
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- образцы смазочных материалов.
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
6.1.2.2. Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной
и воспитательной работы.
Библиотека и читальный зал, оснащенные рабочими столами и стульями; шкафы для
хранения методической литературы картотеки, стеллажи для хранения литературы и
учебников, компьютеры с выходом в интернет, проектор и экран.
6.1.2.3. Оснащение лабораторий
Лаборатория «Технических измерений»:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- стенды и оборудование для проведения технических измерений;
- комплект средств контроля для сертификации отремонтированной
сельскохозяйственной техники.
Техническое оснащение:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Лаборатория «Микробиологии, санитарии и гигиены»
посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект приборов, инструментов, приспособлений;
- комплект лабораторных принадлежностей, инвентаря и посуды;
- комплект реактивов и расходных материалов;
- микроскопы, стенды, набор образцов фиксированных и влажных препаратов;
- комплект учебных методических пособий по выполнению лабораторных и
практических работ;
- комплект плакатов, стендов, слайдов;
- специализированная мебель и оборудование: шкаф вытяжной, микроскопы,
холодильник, сушильный шкаф, термостат, РН-метр, автоклав и др.;
- комплект электронных учебно-наглядных пособий.
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Лаборатория «Электротехники»:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная аппаратура для
измерения параметров электрических цепей;
- лабораторный комплект (набор) по электротехнике;
- лабораторный комплект (набор) по электронике;
- плакаты по темам лабораторно-практических занятий.
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Лаборатория «Механизации сельскохозяйственных работ»:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- стенды и фрагменты машин для основной, предпосевной и междурядной обработки
почв;
- стенды и фрагменты машин для посева и посадки;
- стенды и фрагменты машин для уборки и послеуборочной обработки урожая;
- стенды и фрагменты оборудования по уборке и удалению навоза;
- стенды и фрагменты оборудования по содержанию животных;
- стенды и фрагменты оборудования для поения животных;
- стенды и фрагменты оборудования для приготовления и раздач кормов.
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Лаборатория «Сельскохозяйственных и мелиоративных машин»:

- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- стенды, макеты и образцы сельскохозяйственной, мелиоративной техники, её узлов
и агрегатов оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм;
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Лаборатория «Тракторов и автомобилей»:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- комплекты узлов и агрегатов систем тракторов, макеты и натуральные образцы
колесных и гусеничных тракторов;
- комплекты узлов и агрегатов систем легковых и грузовых автомобилей, макеты и
натуральные образцы легковых и грузовых автомобилей.
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Лаборатория «Эксплуатации машинно-тракторного парка»:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- комплекты оборудования по контролю состояния тракторов, автомобилей и
сельскохозяйственной техники;
- стенды, макеты и образцы тракторов, автомобилей и сельскохозяйственной
техники.
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.
Лаборатория «Ремонта машин, оборудования и восстановления деталей»:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- стенды для проверки и регулировки топливных систем двигателей;
- стенды для проверки и регулировки гидравлических систем тракторов,
автомобилей и сельскохозяйственной техники;
- стенды для проверки и регулировки электрооборудования тракторов, автомобилей
и мобильных сельскохозяйственных машин;
- металлообрабатывающее оборудование по ремонту деталей и узлов тракторов,
автомобилей и мобильных сельскохозяйственных машин;
- оборудование для восстановления поверхностей деталей и узлов тракторов,
автомобилей и сельскохозяйственной техники;
- наборы инструментов и принадлежностей;
- контрольно-измерительные приборы и инструменты.
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства;
- мультимедийный проектор.

6.1.2.4. Оснащение мастерских
Мастерская «Слесарная»:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- наборы слесарного инструмента;
- наборы измерительных инструментов;
- станки (сверлильные, заточные, комбинированные и др.);
- средства индивидуальной защиты;
- расходный материал.
Мастерская «Пункт технического обслуживания и ремонта»:
Уборочно-моечный участок:
- пункт мойки;
- расходные материалы для мойки и ухода за техникой.
Диагностический участок:
- подъемник (смотровая яма);
- диагностическое оборудование;
- наборы инструмента.
Слесарно-механический участок:
- подъемник (смотровая яма);
- станок шиномонтажный;
- стенд для балансировки колес;
- компрессор (пневмолиния);
- стенд для мойки колес;
- оборудование для замены эксплуатационных жидкостей;
- наборы инструмента.
Участок подготовки машин и оборудования к хранению:
- комплекты оборудования по проведению работ по техническому обслуживанию и
хранению тракторов, автомобилей и сельскохозяйственной техники
6.1.2.5. Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ
профессиональных модулей, отвечающего потребностям отрасли и требованиям
работодателей.
Производственная практика реализуется в организациях сельскохозяйственного
профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 13
Сельское хозяйство.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и
дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем
видам
деятельности,
предусмотренными
программой,
с использованием современных технологий, материалов и оборудования.
6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован печатными
изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не
менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин

(модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц,
одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль).
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается
замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не
менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к
современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам,
состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит
обновлению (при необходимости).
Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией
по всем учебным дисциплинам (модулям).
6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при
необходимости для обучения указанных обучающихся.
6.2.3. Перечень необходимого комплекта лицензионного и свободно
распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Microsoft Office, Adobe Reader, Internet браузеры (Internet Explorer, Google Chrome) (или
аналоги).
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся
6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательной программы
среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели
практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих, путем расширения компонентов (частей)
образовательных
программ,
предусматривающих
моделирование
условий,
непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также
обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций,
соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям
рабочих.
6.3.2. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию
образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные
курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической
подготовки с учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой профессии.
6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
−
реализуется при проведении практических и лабораторных занятий,
выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной
деятельности;
−
предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение,
моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических
задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных
к реальным производственным;
−
может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые
предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может
быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, профессиональные
модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной
программы.
6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных базах
практики и иных структурных подразделениях образовательной организации, а также в

специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на
основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между
образовательной организацией и профильной организацией, осуществляющей
деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей)
могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации,
организованных в форме демонстрационного экзамена.
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной
программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную
программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана
воспитательной работы (приложение 3).
6.4.2. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы
образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом
примерных рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы
родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии).
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе
из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 13 Сельское хозяйство, и
имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках
и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности
13 Сельское хозяйство, не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 13 Сельское хозяйство, в общем
числе педагогических работников, реализующих программы профессиональных модулей
образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.6.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг
по реализации образовательной программы2
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения
Образовательная организация приводит расчетную величину стоимости услуги в соответствии с
рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов.
2

нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных
программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и
укрупненным группам профессий (специальностей), утверждаемые Минпросвещения
России ежегодно.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по
реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда
преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня
средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную
(преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики».
Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения
государственной итоговой аттестации
7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной
для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса
обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия
сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО.
7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих, сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации
квалифицированного рабочего, служащего: Мастер сельскохозяйственного производства.
7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и оценочные материалы.
7.4. Примерные оценочные материалы для проведения ГИА включают типовые
задания для демонстрационного экзамена, примеры тем дипломных работ, описание
процедур и условий проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки.
Примерные оценочные материалы для проведения ГИА приведены в приложении 4.
Раздел 8. Разработчики примерной образовательной программы
ФИО
Торяник Владислав
Николаевич
Швецов Иван Петрович
Хижняков Евгений
Николаевич
ФИО
Ионова Анастасия
Владимировна
Иванова Наталья
Ивановна

Группа разработчиков
Организация, должность
ГБПОУ КК БАТТ, преподаватель
ГБПОУ КК БАТТ, преподаватель
ГБПОУ КК БАТТ, преподаватель
Руководители группы:
Организация, должность
ГБПОУ КК БАТТ, заместитель директора по учебной работе
ГБПОУ КК БАТТ, методист


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».