35.02.08_ОПОП_без приложений

Содержание
Раздел 1. Общие положения ..................................................................................................................................... 5
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы ...................................................................... 6
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ..................................................... 6
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы ................................................ 7
4.1. Общие компетенции .......................................................................................................................................7
4.2. Профессиональные компетенции ................................................................................................................11
Раздел 5. Структура образовательной программы ............................................................................................ 29
5.1. Учебный план по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) .................................29
5.2. Календарный учебный график по программе подготовки специалистов среднего звена ......................30
5.3. Рабочая программа воспитания ..................................................................................................................33
5.4. Календарный план воспитательной работы .............................................................................................33
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы ......................................................................... 33
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы ........................33
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы.................................39
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся .............................................................................39
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся ...............................................................................40
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы..........................................41
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы .....................................41
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации .. 42
Раздел 8. Разработчики основной профессиональной образовательной программы ................................. 42
Приложение 1 Программы профессиональных модулей ........................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 1.1 Рабочая программа профессионального модуля «ПМ.01 Монтаж, наладка и
эксплуатация электрооборудования (в т.ч. электроосвещения), автоматизация и роботизация
сельскохозяйственных предприятий» ........................................................ Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 1.2 Рабочая программа профессионального модуля «ПМ.02 Энергоснабжение
сельскохозяйственных предприятий» ........................................................ Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 1.3 Рабочая программа профессионального модуля «ПМ.03 Техническое обслуживание,
диагностирование неисправностей и ремонт электрооборудования, автоматизированных и
роботизированных систем на сельскохозяйственном предприятии» .... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 1.4 Рабочая программа профессионального модуля «ПМ.04 Выполнение работ по профессии
19850 Электромонтер по обслуживанию электроустановок» ......................................................................84

Приложение 2 Программы учебных дисциплин ......................................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 2.1 Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.01. История России»Ошибка!
не определена.

Закладка

Приложение 2.2 Рабочая программа учебной дисциплины СГ.02 Иностранный язык в профессиональной
деятельности ………………………………………………………………………..…………….103
Приложение 2.3 Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.03. Безопасность жизнедеятельности»
....................................................................................................................... Ошибка! Закладка не определена.

Приложение 2.4 Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.04. Физическая культура» ............Ошибка!
Закладка не определена.
Приложение 2.5 Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.05. Основы бережливого производства»
....................................................................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 2.6 Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.06. Основы финансовой грамотности»
....................................................................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 2.7 Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.01. Инженерная графика» ...........Ошибка!
Закладка не определена.
Приложение 2.8 Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.02. Техническая механика» ..........Ошибка!
Закладка не определена.
Приложение 2.9 Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.03. Материаловедение» ...............Ошибка!
Закладка не определена.
Приложение 2.10 Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.04. Основы электротехники» ....Ошибка!
Закладка не определена.
Приложение 2.11 Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.05. Основы механизации сельского
хозяйства» .................................................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 2.12 Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.06. Метрология, стандартизация и
подтверждение качества» ......................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение
2.13
Рабочая
программа
учебной
Светотехника»………………………Ошибка! Закладка не определена.

дисциплины

«ОП.07

Приложение 2.14 Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.08. Основы автоматики» ..........Ошибка!
Закладка не определена.
Приложение 2.15 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Электротехнические материалы»
....................................................................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 2.16 Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.10 Правовые основы профессиональной
деятельности» ............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 3 Рабочая программа воспитания........................................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 4 Оценочные средства для государственной итоговой аттестации по специальности
............................................................................................................................... Ошибка! Закладка не определена.

Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая ОПОП по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в
агропромышленном комплексе (АПК) разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе
(АПК), утвержденного Приказом Минпросвещения России от 27.05.2022 № 368 (далее –
ФГОС СПО).
ОПОП определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по специальности 35.02.08 Электротехнические системы
в агропромышленном комплексе (АПК), планируемые результаты освоения
образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
ОПОП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего
общего образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО
с учетом получаемой специальности и настоящей ОПОП.
1.2. Нормативные основания для разработки ОПОП:
−
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
−
Приказ Минпросвещения России от 08 апреля 2021 г. № 153 «Об утверждении
Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего
профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных
основных образовательных программ среднего профессионального образования»;
−
Приказ Минпросвещения России от 27.05.2022 № 368 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности Электротехнические системы в агропромышленном
комплексе (АПК)»;
−
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
−
Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
−
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от
5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся»;
−
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
2 сентября 2020 г. № 550н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по
механизации, автоматизации и роботизации технологического оборудования и процессов
пищевой и перерабатывающей промышленности»;

−
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
2 сентября 2020 г. № 558н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по
эксплуатации технологического оборудования и процессов пищевой и перерабатывающей
промышленности»;
−
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
2 сентября 2020 г. № 555н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в
области механизации сельского хозяйства»;
−
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
14 сентября 2020 г. № 604н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист
по техническому обеспечению рыболовства и рыбоводства»;
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ОПОП:
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ОПОП –основная профессиональная образовательная программа;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл;
П – профессиональный цикл;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОП – общепрофессиональная дисциплина;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
ГИА – государственная итоговая аттестация.
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: техник.
При разработке образовательной программы организация устанавливает
направленность, которая соответствует специальности в целом.
Получение образования по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в
агропромышленном комплексе (АПК) допускается только в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего образования.
Форма обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего
образования по квалификации: техник – 2952 академических часов.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
среднего общего образования по квалификации: техник – 1 год 10 месяцев.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего
общего образования: 4428 академических часов, со сроком обучения 2 года 10 месяцев.

Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников1: 13 Сельское хозяйство
(в сфере использования, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной
техники, машин и оборудования, при производстве, хранении и переработке продукции
растениеводства и животноводства).
3.2. Соответствие видов деятельности профессиональным модулям и присваиваемой
квалификации (п.1.1 ФГОС):
Наименование видов деятельности

Наименование профессиональных
модулей

1

2

Виды деятельности

Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
(в т.ч. электроосвещения), автоматизация и
роботизация сельскохозяйственных предприятий

Монтаж, наладка и
эксплуатация
электрооборудования (в т.ч.
электроосвещения),
автоматизация и роботизация
сельскохозяйственных
предприятий
Энергоснабжение сельскохозяйственных предприятий; Энергоснабжение
сельскохозяйственных
предприятий;
Техническое обслуживание, диагностирование
Техническое обслуживание,
неисправностей и ремонт электрооборудования,
диагностирование
автоматизированных и роботизированных систем на
неисправностей и ремонт
сельскохозяйственном предприятии
электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем на
сельскохозяйственном
предприятии
Выполнение работ по профессии 19850 Электромонтер Выполнение работ по
по обслуживанию электроустановок
профессии 19850
Электромонтер по
обслуживанию
электроустановок
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
Код
компете
нции

2

Формулировка
компетенции2

Компетенции формулируются как в п.3.2 ФГОС СПО.

Знания, умения

2

ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

ОК 02

Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять план действия; определять
необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;
реализовывать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором приходится
работать и жить; основные источники
информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном
контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной
деятельности
Умения: определять задачи для поиска
информации; определять необходимые источники
информации; планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации; оценивать практическую значимость
результатов поиска; оформлять результаты
поиска, применять средства информационных
технологий для решения профессиональных
задач; использовать современное программное
обеспечение; использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных задач.
Знания: номенклатура информационных
источников, применяемых в профессиональной
деятельности; приемы структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации, современные средства и
устройства информатизации; порядок их
применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств.

Компетенции формулируются как в п.3.2 ФГОС СПО.

ОК 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях.

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

ОК 05

Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации

ОК 06

Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной
деятельности; применять современную научную
профессиональную терминологию; определять и
выстраивать траектории профессионального
развития и самообразования; выявлять
достоинства и недостатки коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности; оформлять
бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по
процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности; презентовать бизнес-идею;
определять источники финансирования
Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и
профессиональная терминология; возможные
траектории профессионального развития и
самообразования; основы предпринимательской
деятельности; основы финансовой грамотности;
правила разработки бизнес-планов; порядок
выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты
Умения: организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе профессиональной
деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности
личности; основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений
Умения: описывать значимость своей
специальности; применять стандарты
антикоррупционного поведения
Знания: сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей;
значимость профессиональной деятельности по
специальности; стандарты антикоррупционного
поведения и последствия его нарушения

ОК 07

межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях

ОК 08

Использовать средства
физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

Умения: соблюдать нормы экологической
безопасности; определять направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по специальности осуществлять
работу с соблюдением принципов бережливого
производства; организовывать профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
климатических условий региона.
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности;
основные ресурсы, задействованные в
профессиональной деятельности; пути
обеспечения ресурсосбережения; принципы
бережливого производства; основные направления
изменения климатических условий региона.
Умения: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления
здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей; применять
рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной деятельности; пользоваться
средствами профилактики перенапряжения,
характерными для данной специальности
Знания: роль физической культуры в
общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека; основы здорового
образа жизни; условия профессиональной
деятельности и зоны риска физического здоровья
для специальности; средства профилактики
перенапряжения
Умения: понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы; участвовать
в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы; строить простые
высказывания о себе и о своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать и объяснять
свои действия (текущие и планируемые); писать
простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы

Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов,
средств и процессов профессиональной
деятельности; особенности произношения;
правила чтения текстов профессиональной
направленности
4.2. Профессиональные компетенции
Виды деятельности

Код и наименование
компетенции3
ВПД 1
ПК 1.1. Способен
Монтаж, наладка и
осуществлять монтаж, наладку
эксплуатация
и эксплуатацию
электрооборудования электрооборудования
(в т.ч.
электроосвещения),
автоматизация и
роботизация
сельскохозяйственны
х предприятий

Показатели освоения
компетенции
Практический опыт:
монтажа и наладки
электрооборудования
сельскохозяйственных
предприятий;
эксплуатации
электрооборудования
сельскохозяйственных
предприятий;
Умения:
производить монтаж и
наладку приборов
освещения, сигнализации,
контрольно-измерительных
приборов, звуковой
сигнализации и
предохранителей в
тракторах, автомобилях и
сельскохозяйственной
технике;
подбирать электропривод
для основных
сельскохозяйственных
машин и установок;
проводить утилизацию и
ликвидацию отходов
электрического хозяйства;
читать электрические схемы
и чертежи электрических
аппаратов напряжением до
1000 В и выше
Знания:

Перечисляются профессиональные компетенции, соответствующие видам деятельности п.3.3 ФГОС и 3.2
ПООП.
3

правила технической
эксплуатации
электроустановок
правила охраны труда на
рабочем месте
основные средства и
способы механизации
производственных
процессов в
растениеводстве и
животноводстве;
принцип действия и
особенности работы
электропривода в условиях
сельскохозяйственного
производства;
назначение
светотехнических и
электротехнологических
установок;
назначение, устройство,
принцип работы машин
постоянного тока,
трансформаторов,
асинхронных машин и
машин специального
назначения;
ПК 1.2. Способен обеспечивать Практический опыт:
работу автоматизированных и
вывода оборудования и
роботизированных систем на
допуска персонала к
сельскохозяйственном объекте производству работ;
подготовки оперативных
заявок для получения
разрешения на ввод/вывод
оборудования;
принятия мер против
ошибочного
включения/отключения
работающего оборудования
и устройств;
ввода в работу и проверки
работы под
напряжением/нагрузкой;
предварительной проверки
заданных уставок и
характеристик
оборудования;
технического обслуживания

оборудования в
соответствии с
требованиями заводаизготовителя,
действующими нормами и
правилами
устранения дефектов и
повреждений,
осуществления ликвидации
аварийного состояния
оборудования
Умения:
вести техническую
документацию в рамках
эксплуатации АСУ
пользоваться поверочной и
измерительной аппаратурой
осуществлять надзор за
применяемыми
технологиями производства
работ и соблюдением
правил безопасности
контролировать соблюдение
исполнителем работ
требований промышленной,
пожарной, экологической
безопасности и охраны
труда
выполнять работы по
восстановлению
работоспособности
оборудования
Знания:
технико-эксплуатационные
характеристики,
конструктивные
особенности, режимы
работы обслуживаемого
оборудования
технология автоматической
обработки информации
схема питания АСУ
диагностическая
аппаратура, методы и
способы отыскания
неисправностей
устройство, работа модулей,
блоков, узлов

обслуживаемого
оборудования
ПК 1.3. Способен
Практический опыт:
осуществлять организационное составления планов работ
обеспечение процессов
по выполнению операций
монтажа, наладки и
эксплуатации
эксплуатации
электрооборудования
электрооборудования,
автоматизации и
автоматизации
роботизации
и роботизации
автоматизированных систем
технологических процессов на в сельском хозяйстве;
сельскохозяйственном объекте организации выполнения
слесарно-механических,
такелажных и
грузоподъемных работ при
монтаже и наладке
электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем;
контроль результатов
монтажа
электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем;
разработки
производственных заданий
на выполнение работ по
эксплуатации
электрооборудования,
автоматизации и
роботизации
технологических процессов;
инструктирования
персонала по выполнению
работ по эксплуатации
электрооборудования,
автоматизации и
роботизации
технологических процессов;
ведения учетно-отчетной
документации выполнения
работ по эксплуатации
электрооборудования,
автоматизации и
роботизации
технологических процессов
Умения:
формировать сетевые

графики проведения
технического
обслуживания, ремонта и
контроля технического
состояния
электрооборудования,
средств автоматики,
автоматизированных и
роботизированных систем;
рассчитывать плановые
показатели выполнения
работ по монтажу,
настройке и испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
инструктировать персонал
по выполнению
производственных заданий
по монтажу, настройке и
испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
контролировать выполнение
на всех стадиях
технологического процесса
производственных заданий
по монтажу, настройке и
испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации
Знания:
методы расчета
экономической
эффективности
технологических операций
по монтажу, настройке
испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
сменные показатели
выполнения
технологических операций
по монтажу, настройке и
испытаниям

ВПД 2
Энергоснабжение
сельскохозяйственны
х предприятий

ПК 2.1. Организовывать
работы по бесперебойному
энергоснабжению
сельскохозяйственного
предприятия.

электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
требования к качеству
выполнения
технологических операций
по монтажу, настройке и
испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
методы планирования,
контроля и оценки качества
выполнения
технологических операций
по монтажу, настройке и
испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
правила учета и отчетности
при выполнении
технологических операций
по монтажу, настройке и
испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
требования охраны труда,
санитарной и пожарной
безопасности при
эксплуатации
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
Практический опыт:
участия в монтаже
воздушных линий
электропередач и
трансформаторных
подстанций;
технического обслуживания
систем электроснабжения
сельскохозяйственных
предприятий
Умения:
рассчитывать нагрузки и
потери энергии в

ПК 2.2. Планировать основные
показатели в области
обеспечения
работоспособности
электрического хозяйства
сельскохозяйственных
потребителей,
автоматизированных и
роботизированных систем

электрических сетях;
рассчитывать разомкнутые
и замкнутые сети, токи
короткого замыкания,
заземляющие устройства;
безопасно выполнять
монтажные работы, в том
числе на высоте;
Знания:
сведения о производстве,
передаче и распределении
электрической энергии;
технические характеристики
проводов, кабелей и
методику их выбора для
внутренних проводок и
кабельных линий;
методику выбора схем
типовых районных и
потребительских
трансформаторных
подстанций, схем защиты
высоковольтных и
низковольтных линий;
правила утилизации и
ликвидации отходов
электрического хозяйства.
Практический опыт:
организации сбора и
обработки информации от
регуляторов энергорынков,
рынка системных услуг,
инфраструктурных
организаций;
организации анализа
фактического объема
потребления
электроэнергии, сравнения с
прогнозным балансом;
организации работы
коллективов и групп
исполнителей для решения
профессиональных задач
формирования и
актуализации базы данных
по потенциальным
потребителям

анализа динамики
потребления
электроэнергии и мощности
и внесения корректив в
расчетные величины
потребления
электроэнергии и мощности
Умения:
готовить исходные данные
для проведения анализа
потребления электрической
энергии и мощности
соблюдать требования
охраны труда,
производственной
санитарии и пожарной
безопасности
формировать систему
качественных и
количественных
показателей по
потреблению электрической
энергии и мощности
обрабатывать массивы
статистических данных,
экономических показателей
в соответствии с
поставленной задачей,
анализировать,
интерпретировать,
оценивать полученные
результаты и обосновывать
выводы
Знания:
методы прогнозирования
энергопотребления, рынка
электрической энергии,
исследования и анализа
результатов энергосбытовой
деятельности
основные технологические
процессы производства,
распределения, передачи и
сбыта энергии, мощности
генерирующих и
передающих установок
энергетических организаций

ВПД 3.
Техническое
обслуживание,
диагностирование
неисправностей и
ремонт
электрооборудования
,
автоматизированных
и роботизированных
систем на
сельскохозяйственно
м предприятии

ПК 3.1. Осуществлять
диагностику, техническое
обслуживание и ремонт
электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем на
сельскохозяйственном
предприятии

структура
электропотребления по
обслуживаемым
потребителям, величине
присоединенной мощности
и уровням напряжения
присоединенных к
передающей сети
приемников электрической
энергии
Практический опыт:
эксплуатации и ремонта
электротехнических
изделий, используемых в
сельскохозяйственном
производстве;
технического обслуживания
и ремонта
автоматизированных и
роботизированных систем
на сельскохозяйственном
предприятии;
Умения:
использовать электрические
машины и аппараты;
использовать средства
автоматики;
проводить техническое
обслуживание и ремонт
типовых районных и
потребительских
трансформаторных
подстанций, схем защиты
высоковольтных и
низковольтных линий;
осуществлять надзор и
контроль за состоянием и
эксплуатацией
светотехнических и
электротехнологических
установок;
осуществлять техническое
обслуживание и ремонт
автоматизированной
системы технологических
процессов, систем
автоматического
управления,

ПК 3.2. Осуществлять надзор и
контроль за состоянием и
эксплуатацией
электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем на
сельскохозяйственном
предприятии

электрооборудования и
средств автоматизации
сельского хозяйства;
Знания:
элементы и системы
автоматики и телемеханики,
методы анализа и оценки их
надежности и техникоэкономической
эффективности;
систему эксплуатации,
методы и технологию
наладки, ремонта и
повышения надежности
электрооборудования и
средств автоматизации
сельскохозяйственного
производства.
Практический опыт:
контроля технического
состояния оборудования в
соответствии с заданным
режимом работы;
контроля и учета
неисправностей в
оборудовании в процессе
эксплуатации;
оформления в
специализированной
программе случаев
неправильной работы
оборудования;
сбора данных о дефектах,
выявленных в процессе
эксплуатации оборудования;
сбора информации о работе
оборудования при авариях и
нарушениях нормального
режима работы
Умения:
выявлять дефекты,
определять причины
неисправности; определять
пригодность аппаратуры к
дальнейшей эксплуатации
пользоваться поверочной и
измерительной аппаратурой
анализировать статистику

ПК 3.3. Планировать работы
по техническому
обслуживанию, диагностике и
ремонту электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем на
сельскохозяйственном
предприятии.

отказов оборудования
применять в работе
требования нормативной
документации
оперативно принимать и
реализовать решения по
эксплуатации закрепленного
оборудования
соблюдать требования
безопасности при
производстве работ
выполнять требования
промышленной, пожарной,
экологической безопасности
и охраны труда в процессе
работы
Знания:
диагностическая
аппаратура, методы и
способы отыскания
неисправностей
способы организации и
практического ремонтного
обслуживания
технико-эксплуатационные
характеристики,
конструктивные
особенности, режимы
работы обслуживаемого
оборудования
устройство, работа модулей,
блоков, узлов
обслуживаемого
оборудования
Практический опыт:
организации выполнения
слесарно-механических,
такелажных и
грузоподъемных работ при,
техническом обслуживании
и ремонте
электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем;
контроля результатов
ремонта и технического
обслуживания
электрооборудования,

автоматизированных и
роботизированных систем;
оформления документов на
сдачу электрооборудования
и средств автоматики в
ремонт;
разработки
производственных заданий
на выполнение ремонта,
технического обслуживания
и диагностике
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации
технологических процессов
Умения:
выполнять монтаж,
техническое обслуживание,
диагностику, настройку и
испытания узлов и агрегатов
автоматизированных
систем, мехатронных и
робототехнических
устройств и систем
проводить стандартные и
сертификационные
испытания материалов,
деталей, узлов, агрегатов и
оборудования;
рассчитывать плановые
показатели выполнения
работ по техническому
обслуживанию, диагностике
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
определять потребность в
средствах производства и
рабочей силе для
выполнения работ по
техническому
обслуживанию и ремонту
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
инструктировать персонал
по выполнению
производственных заданий

по техническому
обслуживанию, диагностике
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
контролировать выполнение
на всех стадиях
технологического процесса
производственных заданий
по техническому
обслуживанию,
диагностике,
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации
Знания:
методы расчета
экономической
эффективности
технологических операций
по техническому
обслуживанию, диагностике
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
сменные показатели
выполнения
технологических операций
по техническому
обслуживанию, диагностике
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
требования к качеству
выполнения
технологических операций
по техническому
обслуживанию, диагностике
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
методы планирования,
контроля и оценки качества
выполнения
технологических операций
по техническому
обслуживанию, диагностике
электрооборудования,

Выполнение работ
по профессии 19850
Электромонтер по
обслуживанию
электроустановок

ПК.4.1 Осуществлять
диагностику, техническое
обслуживание и ремонт
электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем на
сельскохозяйственном
предприятии.
ПК 4.2 Поддерживать режимы
работы и заданные параметры
электрифицированных и
автоматических систем
управления технологическими
процессам
ПК 4.3 Обеспечивать
электробезопасность,
техническое обслуживание,
диагностирование
неисправностей и ремонт
электрооборудования

средств автоматизации и
роботизации;
правила учета и отчетности
при выполнении
технологических операций
по техническому
обслуживанию, диагностике
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
требования охраны труда,
санитарной и пожарной
безопасности при
эксплуатации
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации
Практический опыт:
Монтажа и наладки
электрооборудования
сельскохозяйственных
предприятий;
эксплуатации
электрооборудования
сельскохозяйственных
предприятий;
составления планов работ
по выполнению операций
эксплуатации
электрооборудования
автоматизации и
роботизации
автоматизированных систем
в сельском хозяйстве;
организации выполнения
слесарно-механических,
такелажных и
грузоподъемных работ при
монтаже и наладке
электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем;
контроля результатов
монтажа
электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем;

разработки
производственных заданий
на выполнение работ по
эксплуатации
электрооборудования,
автоматизации и
роботизации
технологических процессов;
инструктирования
персонала по выполнению
работ по эксплуатации
электрооборудования,
автоматизации и
роботизации
технологических процессов;
ведения учетно-отчетной
документации по
выполнению работ по
эксплуатации
электрооборудования,
автоматизации и
роботизации
технологических процессов.
Умения: Производить
монтаж и наладку приборов
освещения, сигнализации,
контрольно-измерительных
приборов, звуковой
сигнализации и
предохранителей в
тракторах, автомобилях и
сельскохозяйственной
технике;
подбирать электропривод
для основных
сельскохозяйственных
машин и установок;
проводить утилизацию и
ликвидацию отходов
электрического хозяйства;
читать электрические схемы
и чертежи электрических
аппаратов напряжением до
1000 В и выше;
формировать сетевые
графики проведения
технического
обслуживания, ремонта и

контроля технического
состояния
электрооборудования,
средств автоматики,
автоматизированных и
роботизированных систем
рассчитывать плановые
показатели выполнения
работ по монтажу,
настройке и испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
инструктировать персонал
по выполнению
производственных заданий
по монтажу, настройке и
испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
контролировать выполнение
на всех стадиях
технологического процесса
производственных заданий
по монтажу, настройке и
испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
Знания: Правила
технической эксплуатации
электроустановок;
правила охраны труда на
рабочем месте;
основные средства и
способы механизации
производственных
процессов в
растениеводстве и
животноводстве;
принцип действия и
особенности работы
электропривода в условиях
сельскохозяйственного
производства;
назначение
светотехнических и

электротехнологических
установок;
назначение, устройство,
принцип работы машин
постоянного тока,
трансформаторов,
асинхронных машин и
машин специального
назначения;
методы расчета
экономической
эффективности
технологических операций
по монтажу, настройке
испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
сменные показатели
выполнения
технологических операций
по монтажу, настройке и
испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
требования к качеству
выполнения
технологических операций
по монтажу, настройке и
испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
методы планирования,
контроля и оценки качества
выполнения
технологических операций
по монтажу, настройке и
испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
правила учета и отчетности
при выполнении
технологических операций
по монтажу, настройке и
испытаниям

электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации;
требования охраны труда,
санитарной и пожарной
безопасности при
эксплуатации
электрооборудования,
средств автоматизации и
роботизации.

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
5. План учебного процесса по профессии 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)
группы ЭТС-1 (2023-2026 г.г.)

Курсовойпроект

1476
852
72
108
136
72
72
72
72
68
108
72
592
340
108
144
32
32

743
516
36
54
44
40
36
70
62
46
88
40
206
114
22
70
21
21

683
308
30
52
90
30
34
0
8
20
14
30
368
220
80
68
7
7

475
336
24
40
32
22
20
50
42
36
36
34
118
58
14
46
21
21

268
180
12
14
12
18
16
20
20
10
52
6
88
56
8
24
0

0
0

0
0

792

453

267

453

316
32

226
16

78
14

226
16

Работа обучающихся во
взаимодействии с преподавателями

2 семестр - 24 недели

3 семестр - 17 недель

4 семестр - 24 недели

5 семестр - 17 недель

6 семестр - 24 недели

III курс

544
311
72
49
40
30

736
541

90
0

106
0

0
0

0
0

50
28
6
2
2
2
2
2
2
2
6
2
18
6
6
6
4
4

0
0

0

233
54
35
144
0

30
30
20
40
0

II курс

1 семестр - 17 недель

I курс

Самостоятельная работа

Промежуточная аттестация

6 семестр

Практика

ДЗ

Профессионально-ориентированное
содержание

ДЗ

Лабораторные и практические занятия

Э
Э

Учебные занятия

Э

в т. ч. в форме практ. подготовки

ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
Э
ДЗ

5 семестр

4 семестр

3 семестр

Э

ВСЕГО

СГ.00
СГ.01

Общеобразовательный цикл
Базовые учебные дисциплины
Русский язык
Литература
История
Обществознание
География
Иностранный язык
Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности
Информатика
Химия
Профильные учебные дисциплины
Математика
Физика
Биология
Дополнительные учебные дисциплины
Индивидуальный проект
Обязательная часть образовательной
программы, вариативная часть
Социально-гуманитарный цикл
История России

2 семестр

Наименование циклов, дисциплин,
профессиональных модулей, МДК, практик

1 семестр

Индекс

Формы промежуточной
аттестации (Э/ДЗ)

О.00
БУД.00
БУД.01
БУД.02
БУД.03
БУД.04
БУД.05
БУД.06
БУД.07
БУД.08
БУД.09
БУД.10
ПУД.00
ПУД.01
ПУД.02
ПУД.03
ДУД.00
ДУД.01

Распределение обязательной аудиторной
нагрузки по курсам и семестрам
(час. в семестр)

Объем образовательной нагрузки в
академических часах

59
96
42
72
42
42
48
68
72
163
90
73

0

0

90
90

106
106

0

0

0

0

32
32

0

0

0

0

0

0

0

36

0

68

128

476

120

0

0

0

0

0

12
2

0

0

32

252
32

32

0

0

ПУД.00
ПУД.01
ПУД.02
ПУД.03
ДУД.00
ДУД.01

СГ.00
СГ.01
СГ.02
СГ.03
СГ.04
СГ.05
СГ.06
ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
ОП.06
ОП.07
ОП.08
ОП.09
ОП.10
П.00
ПМ.00

ПМ.01

Профильные учебные дисциплины
Математика
Физика
Биология
Дополнительные учебные дисциплины
Индивидуальный проект
Обязательная часть образовательной
программы, вариативная часть
Социально-гуманитарный цикл
История России
Иностранный язык в профессиональной
деятельности
Безопасность жизнедеятельности
Физическая культура
Основы бережливого производства
Основы финансовой грамотности
Общепрофессиональный учебный цикл
Инженерная графика
Техническая механика
Материаловедение
Основы электротехники
Основы механизации сельского хозяйства
Метрология, стандартизация и подтверждение
качества
Светотехника
Основы автоматики
Электротехнические материалы
Правовые основы профессиональной деятельности
Профессиональный учебный цикл
Профессиональные модули

Э
Э
Э
ДЗ

ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
Э
ДЗ
Э
ДЗ
ДЗ
ДЗ
Э
ДЗ
ДЗ
ДЗ

Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования (в т.ч. электроосвещения),
автоматизация и роботизация
сельскохозяйственных предприятий

Монтаж, наладка и эксплуатация
МДК.01.01 электрооборудования и осветительного
оборудования
Автоматизированные и роботизированные системы
МДК.01.02
в АПК
Организационное обеспечение деятельности по
МДК.01.03
монтажу, наладке и эксплуатации объектов
УП.01
Учебная практика
ПП.01
Производственная практика
Э.01
Экзамен по модулю
Энергоснабжение сельскохозяйственных
ПМ.02
предприятий
МДК.02.01 Энергоснабжение предприятий АПК
Организация и планирование бесперебойного
МДК.02.02
энергообеспечения предприятий АПК
УП.02
Учебная практика
ПП.02
Производственная практика
Э.02
Экзамен по модулю
Техническое обслуживание, диагностирование

Э

592
340
108
144
32
32

206
114
22
70
21
21

368
220
80
68
7
7

118
58
14
46
21
21

88
56
8
24
0

0

0

0

0

792

453

267

453

0

0

316
32

226
16

78
14

226
16

0

0

62

52

8

52

68
90
32
32
476
34
34
34
68
34

46
80
16
16
227
18
18
18
18
22

20
8
14
14
189
14
14
14
14
10

46
80
16
16
227
18
18
18
18
22

34

14

18

14

2

34

68
34
26
34
68
34
32
34
68
34
32
34
34
17
15
17
1944 1358 1428 458
1944 1358 1428 458

0
0

900
900

40
40

6
2
2
2
84
84

0
0

0
0

0
0

68
68
34
46
46

396

278

272

98

0

180

20

24

0

0

0

90

44

24

44

20

2

72

36

34

36

2

36

18

16

18

2

108
72
18

108
72

108
72
18

402

260

298

80

116

44

50

44

88

36

50

36

108
72
18

108
72

108
72
18

0

0

18
6
6
6
4
4

0

0
0

0

163
90
73

90
90

106
106

0

0

0

233
54
35
144
0

32
32

0

0

0

0

36

0

68

128

476

120

0

0

12
2

0

0

32

252
32

32

0

0

2

50

12

2
2
2
2
24
2
2
2
2
2

68
70
32

20

224

88

0

0

20

20

638
638

612
612

648
648

20

220

66

90

20

70

0

68

32
96
34

34
34
28
34

68

Э1

ДЗ
ДЗ
ДЗ
Э
Э2
КДЗ1

72
36

108
72

78

30
72
18

18
0

180

20

22

20

2

0

0

0

26

376

26

90

2

88

18

108
72
18

108
72

0

0

в АПК
Организационное обеспечение деятельности по
МДК.01.03
монтажу, наладке и эксплуатации объектов
УП.01
Учебная практика
ПП.01
Производственная практика
Э.01
Экзамен по модулю
Энергоснабжение сельскохозяйственных
ПМ.02
предприятий
МДК.02.01 Энергоснабжение предприятий АПК
Организация и планирование бесперебойного
МДК.02.02
энергообеспечения предприятий АПК
УП.02
Учебная практика
ПП.02
Производственная практика
Э.02
Экзамен по модулю

ДЗ
ДЗ
ДЗ
Э
Э2
КДЗ1

36

18

16

18

108
72
18

108
72

108
72
18

402

260

298

80

116

44

50

44

88

36

50

36

108
72
18

108
72

108
72
18

2

36

108
72

78

30
72
18

18
0

180

20

22

20

2

0

0

0

26

376

0

0

26

90

42

546

330

42

108

60

2

88

18

108
72
18

108
72

Техническое обслуживание, диагностирование
неисправностей и ремонт электрооборудования,
автоматизированных и роботизированных
систем на сельскохозяйственном предприятии

Э

918

634

674

238

МДК.03.01 Эксплуатация и ремонт электротехнических изделий

Э

210

116

92

116

2

194

94

98

94

2

194

ДЗ

100

28

70

28

2

100

ДЗ
ДЗ

288
108
18

288
108

288
108
18

Э

228

186

184

42

ДЗ

72

42

28

42

ДЗ
ДЗ

72
72
12

72
72

72
72
12

ПМ.03

Техническое обслуживание и ремонт
МДК.03.02 автоматизированных и роботизированных систем на
предприятиях АПК
Организация и управление службами технического
МДК.03.03 сервиса электрооборудования, автоматизированных
и роботизированных систем
УП.03
Учебная практика
ПП.03
Производственная практика
Э.03
Экзамен по модулю
Выполнение работ по профессии 19850
ПМ.04
Электромонтер по обслуживанию
электроустановок
Техническое обслуживание и ремонт
МДК.04.01
электроустановок
УП.04
Учебная практика
ПП.04
Производственная практика
Э.04
Экзамен по модулю
ГИА

Э

Государственная итоговая аттестация
ИТОГО:

Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты
дипломного проекта.

Э1
Э2
КДЗ 1

комплексный экзамен по МДК.01.01 и МДК.01.02
комплексный дифференцированный зачет по МДК.02.01 и МДК.02.02
комплексный дифференцированный зачет по УП.02 и ПП.02

0

396

0

24

0

0

0

0

288
108

144

144
108
18

0

228

18
0

144

0

14

0

0

0

0

0

2

72

12

72
72
12

72
72

216
4428 2554 2378 1386 268 900
170 0
Дисциплин и МДК
Курсовой проект
Учебной практики
Производственной практики
Экзаменов
Диф. зачетов (без учета физической культуры)

612
612
0
0
0
2
2

864
864
0
0
0
4
9

612
612
0
0
0
0
7

864
606
40
186
72
5
3

612
438
0
174
0
1
2

216
864
180
0
216
252
4
7

5.2. Календарный учебный график по программе подготовки специалистов среднего звена

2023-2024 учебный год
курс

даты
№ календарных
недель

1

0409
1

сентябрь
11- 1816 23
2
3

2530
4

36

36

36

группа

ЭТС-1

36

0207
5

октябрь
09- 16- 23- 3014 21 28 04
6
7
8
9
1 семестр

36

36

36

36

36

0611
10

ноябрь
13- 2018 25
11 12

2702
13

0409
14

декабрь
11- 18- 2516 23 30
15 16 17

36

36

36

36

36

36

36

0106
19

К

36

январь
08- 15- 2213 20 27
20 21 22

К

36

36

2903
23

0510
24

февраль
12- 1917 24
25 26

2602
27

0409
28

март
11- 1816 23
29 30

2530
31

0106
32

апрель
08- 1513 20
33 34

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

март
10- 1715 22
28 29

2429
30

3105
31

0712
32

36

36

22- 29- 0627 04 11
35 36 37
2 семестр

май
13- 2018 25
38 39

2701
40

0308
41

июнь
10- 1715 22
42 43

2429
44

0106
45

36

36

36

36

36

36

36

К

май
28- 05- 12- 1903 10 17 24
35 36 37 38
2 семестр

2631
39

0207
40

июнь
09- 1614 21
41 42

2328
43

3005
44

0712
45

П

П

К

К

июнь
08- 1513 20
41 42

2227
43

2904
44

0611
45

36

36

36

июль
08- 1513 20
46 47

2227
48

2903
49

0510
50

К

К

К

К

июль
14- 2119 26
46 47

2802
48

0409
49

К

К

К

июль
13- 2018 25
46 47

2701
48

0308
49

К

август
12- 1926-31
17 24
51 52
53

К

К

август
11- 1816 23
50 51

2530
52

2024-2025 учебный год
курс

группа
даты

№ календарных
недель

2

ЭТС-1

0207
1

0914
2

36

36

сентябрь
16- 2321 28
3
4

36

36

3005
5

0712
6

октябрь
14- 21- 2819 26 02
7
8
9
1 семестр

0409
10

ноябрь
11- 1816 23
11 12

2530
13

0207
14

0914
15

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

декабрь
16- 2321 28
16 17

36

36

3004
18

0611
19

К

К

январь
13- 2018 25
20 21

2701
22

0308
23

февраль
10- 1715 22
24 25

2401
26

0308
27

апрель
14- 2119 26
33 34

36 18(18) 36 18(18) 36 18(18) 36 18(18) 36 18(18) 36 18(18) 36 18(18) 36 18(18) 36 18(18) 36 18(18) 36 30(6)

К

К

К

К

август
10- 1715 22
50 51

2429
52

2025-2026 учебный год
курс

группа
даты

№ календарных
недель

0106
1

0813
2

сентябрь
15- 2220 27
3
4

2904
5

0611
6

октябрь
13- 2018 25
7
8

2701
9

0308
10

ноябрь
10- 1715 22
11 12

2429
13

0106
14

0813
15

декабрь
15- 2220 27
16 17

2903
18

0510
19

К

К

январь
12- 1917 24
20 21

2631
22

0207
23

февраль
09- 1614 21
24 25

2328
26

0207
27

март
09- 1614 21
28 29

2328
30

3004
31

0611
32

апрель
13- 2018 25
33 34

1 семестр
3

ЭТС-1 24(12) 24(12) 24(12) 24(12) 24(12) 24(12) 24(12) 24(12) 24(12) 24(12) 24(12) 24(12) 24(12) 30(6)

Условные обозначения
T
36 Теоретическое обучение
Т(У) 30(6) Теоретическое обучение (учебная практика)
Государственная итоговая аттестация
Г
Производственная практика
П
Промежуточная аттестация
А
Каникулы
К

2702
35

0409
36

май
11- 1816 23
37 38

2530
39

0106
40

Г

Г

2 семестр
36

П

П

18(18) 18(18) 18(18) 18(18) 18(18) 18(18) 18(18) 18(18) 18(18) 18(18) 18(18) 6(30)

П

П

П

П

П

А

Г

Г

Г

Г

К

5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических
условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся
в развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым,
общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в Конституции Российской
Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых
качеств квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена,
определенных отраслевыми требованиями (корпоративной культурой).
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественноценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы
6.1.1. Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том
числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы, мастерские
и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и
материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
«Социально-экономических дисциплин;
«Иностранный язык»;
«Безопасность жизнедеятельности и охраны труда»;
«Инженерная графика»;
«Техническая механика»;
«Основы материаловедения»;
«Машин и оборудования в сельском хозяйстве»;

«Метрология, стандартизация и сертификация»;
«Основы автоматики».
Лаборатории:
электротехники;
сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих комплексов и
механизированных ферм;
технологии производства продукции растениеводства и животноводства;
светотехники;
«Электротехнические материалы»;
«Монтажа, эксплуатации и ремонта электрооборудования»;
«Наладки электрооборудования»;
электроснабжения сельского хозяйства;
эксплуатации и ремонта электрооборудования и средств автоматизации.
Мастерские:
электромонтажная.
Спортивный комплекс
Образовательная организация для реализации учебной дисциплины «Физическая
культура» располагает спортивной инфраструктурой, обеспечивающей проведение всех
видов практических занятий, предусмотренных учебным планом.
Залы:
–библиотека, читальный зал с выходом в интернет
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и
баз практики по специальности.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности 35.02.08.
Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК), располагает
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной
и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся,
предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам в разрезе выбранных траекторий. Минимально
необходимый для реализации ООП перечень материально-технического обеспечения
включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение кабинетов
Кабинет социально-экономических дисциплин:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
плакаты по темам занятий,
комплект карт по истории Отечества;
техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор,
проекционный экран, ноутбук).
Кабинет «Иностранный язык»:
лекционные места для студентов,

стол для преподавателя,
стенды для учебных пособий и наглядного материала (таблицы, плакаты);
технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран.
Кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда»:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
комплекты индивидуальных средств защиты;
робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи;
контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;
огнетушители порошковые (учебные);
огнетушители пенные (учебные);
огнетушители углекислотные (учебные);
устройство отработки прицеливания;
учебные автоматы АК-74;
винтовки пневматические;
медицинская аптечка с техническими средствами обучения:
компьютер;
проектор;
экран;
войсковой прибор химической разведки (ВПХР);
рентгенметр ДП-5В.
Кабинет «Инженерная графика»:
доска учебная,
рабочие места по количеству обучающихся,
рабочее место для преподавателя,
наглядные пособия (детали, сборочные узлы, плакаты, модели и др.),
комплекты учебно-методической и нормативной документации;
техническими средствами обучения: компьютер, принтер, графопостроитель
(плоттер), проектор с экраном, программное обеспечение «Компас», «AutoCAD».
Кабинет «Техническая механика»:
комплект учебно-методической документации,
наглядные пособия,
учебные дидактические материалы,
стенды,
комплект плакатов, модели;
техническими средствами обучения: компьютер, сканер, принтер, проектор,
плоттер, программное обеспечение общего назначения
Кабинет «Основы материаловедения»:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
объемные модели металлической кристаллической решетки;
образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

образцы неметаллических материалов;
образцы смазочных материалов.
Кабинет «Машин и оборудования в сельском хозяйстве»:
комплект бланков технологической документации;
автоматизированное рабочее место преподавателя (мультимедийный проектор, ПК);
цифровые образовательные ресурсы.
Кабинет «Метрология, стандартизация и сертификация»:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебных плакатов и наглядных пособий;
комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;
измерительные инструменты,
техническими средствами обучения:
персональный компьютер;
мультимедиапроектор.
Кабинет «Основы автоматики»:
учебно-лабораторные
стенды
с
элементами
систем
автоматического
управления
для
проведения
практических
занятий
и
лабораторных
работ;
учебно-лабораторные стенды для проведения практических занятий и
лабораторных работ по программированию логических контроллеров;
техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением,
интерактивная доска для совместной работы с мультимедиапроектором;
компьютеры
со
специализированным
программным
обеспечением
и
выходом в Интернет по количеству обучающихся.
6.1.2.2. Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной
и воспитательной работы.
Кабинет самоподготовки, оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиа проектор.
6.1.2.3. Оснащение лабораторий
Лаборатория электротехники:
рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающихся;
учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная
измерения параметров электрических цепей;
лабораторный комплект (набор) по электротехнике;
плакаты по темам лабораторно-практических занятий.

аппаратура

для

Лаборатория сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих
комплексов и механизированных ферм:
навесные и прицепные сельскохозяйственные машины;
самоходные сельскохозяйственные машины;
детали, узлы и агрегаты навесных, прицепных и самоходных сельскохозяйственных
машин;
комплект инструментов, приспособлений для разборно-сборочных работ;
комплект плакатов;
комплект учебно-методической документации;
персональный компьютер с мультимедийным проектором.
Лаборатория светотехники:
переносное мультимедийное оборудование;
переносное мобильное устройство (ноутбук); переносной экран;
лабораторный стенд «Основы светотехники»;
лабораторный стенд «Источники света и энергосберегающие технологии в
светотехнике»;
лабораторный стенд «Исследование естественной освещенности»;
лабораторный стенд «Исследование электрических и светотехнических
характеристик ламп накаливания»;
лабораторный стенд «Исследование электрических и светотехнических
характеристик люминесцентных ламп»;
лабораторный
стенд
«Исследование
двухламповой
схемы
включения
люминесцентной лампы»;
лабораторный стенд «Исследование работы УФ установок для облучения
животных».
Лаборатория «Электротехнические материалы»:
лабораторные стенды для исследований свойств электротехнических материалов и
процессов в них.
Лаборатория «Монтажа, эксплуатации и ремонта электрооборудования»:
рабочие места учащихся,
действующие лабораторные стенды,
методические
пособия
по
монтажу,
эксплуатации
и
электрооборудования,
наборы инструментов, приспособлений,
демонстрационные стенды по технике безопасности,
комплект плакатов.
Лаборатория «Наладки электрооборудования»:
рабочие места учащихся,
действующие лабораторные стенды,
методические пособия по наладке электрооборудования,
наборы инструментов, приспособлений,
демонстрационные стенды по технике безопасности,
комплект плакатов.

ремонту

Лаборатория электроснабжения сельского хозяйства:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя, оборудованное компьютером с лицензионным
программным обеспечением и мультимедийным проектором;
комплект стендов для лабораторных работ;
комплект бланков технической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия (плакаты, детали оборудования, макеты линий и ТП,
аппаратура защиты и сигнализации).
Лаборатория эксплуатации и ремонта электрооборудования и средств
автоматизации:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации;
действующие макеты, стенды, приспособления, инструменты:
клещи токоизмерительные;
паяльник электрический;
камера для очистки силового электрооборудования;
трансформатор сварочный;
универсальный источник питания;
стенд для сборки пускозащитной аппаратуры;
мегомметр;
комплект электроизмерительных приборов;
приспособление для проверки и регулировки защит электроприводов и
электроустановок:
пресс клещи;
электродвигатели синхронные, асинхронные, постоянного тока;
люминесцентные лампы, лампы типа ДРЛ, осветительные установки;
стенд для определения потерь напряжения;
стенд для измерения параметров трехфазных электрических цепей;
мультиметр;
пусковая аппаратура;
защитная аппаратура;
распределительные устройства.
технические средства обучения:
ноутбук,
мультимедиапроектор.
6.1.2.4. Оснащение мастерских
Электромонтажная мастерская:
рабочие места учащихся,
методические пособия по монтажу электрооборудования,
наборы инструментов, приспособлений, электромонтажных изделий,
модели,
макеты,
образцы

6.1.2.5. Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ
профессиональных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых при
проведении чемпионатов профессионального мастерства и указанных в инфраструктурных
листах конкурсной документации по компетенции 18 WSI Электромонтаж (или их
аналогов).
Производственная практика реализуется в организациях агроинженерного профиля,
обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 13 Сельское
хозяйство.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики соответствовует содержанию профессиональной деятельности
и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем
видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных
технологий, материалов и оборудования.
6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован печатными
изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не
менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин
(модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц,
одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль).
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается
замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не
менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к
современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам,
состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит
обновлению (при необходимости).
Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией
по всем учебным дисциплинам (модулям).
6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при
необходимости для обучения указанных обучающихся.
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся
6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего
профессионального образования направлена на совершенствование модели практикоориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена путем расширения
компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование
условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также

обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций,
соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям
специалистов, рабочих.
6.3.2. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию
образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные
курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической
подготовки с учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой специальности.
6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
−
реализуется при проведении практических и лабораторных занятий,
выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной
деятельности;
−
предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение,
моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических
задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных
к реальным производственным;
−
может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые
предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может
быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, профессиональные
модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной
программы.
6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных
полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной
организации, а также в специально оборудованных помещениях (рабочих местах)
профильных организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся,
заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией,
осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной
программы.
6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей)
могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации,
организованных в форме демонстрационного экзамена.
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной
программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную
программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана
воспитательной работы (приложение 3).
6.4.2. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы
образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом
примерных рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной
работы.
6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы
родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии).

6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из
числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности: 13 Сельское хозяйство (в сфере
использования, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники,
машин и оборудования, при производстве, хранении и переработке продукции
растениеводства и животноводства), и имеющими стаж работы в данной профессиональной
области не менее трех лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках
и (или) профессиональных стандартах.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности: 13 Сельское хозяйство (в сфере использования, технического обслуживания
и ремонта сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, при производстве,
хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства), не реже одного
раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности: 13 Сельское хозяйство (в сфере
использования, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники,
машин и оборудования, при производстве, хранении и переработке продукции
растениеводства и животноводства), в общем числе педагогических работников,
реализующих программы профессиональных модулей образовательной программы,
должна быть не менее 25 процентов.
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.6.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы4
Перечнем и составом стоимостных групп профессий и специальностей по
государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных
программ среднего профессионального образования — программ подготовки специалистов
среднего звена, итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат
по государственным услугам по стоимостным группам профессий и специальностей,
отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения, утвержденным
Минпросвещения России 1 июля 2021 г. № АН-16/11вн
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по
реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда
Образовательная организация приводит расчетную величину стоимости услуги в соответствии с
рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов.
4

преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня
средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную
(преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики».
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной
итоговой аттестации
7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для
образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения
по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия
сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО.
7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена,
выполняют выпускную квалификационную работу (дипломный проект) и сдают
демонстрационный экзамен5. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы образовательная организация определяет самостоятельно с
учетом ПООП.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации
специалиста среднего звена: техник
7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и фонды оценочных
средств.
Задания для демонстрационного экзамена разрабатываются на основе
профессиональных стандартов и с учетом оценочных материалов, разработанных ФИРПО,
при условии наличия соответствующих профессиональных стандартов и материалов.
7.4. Оценочные средства для проведения ГИА включают типовые задания для
демонстрационного экзамена, примеры тем дипломных работ, описание процедур и
условий проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки.
Оценочные средства для проведения ГИА приведены в приложении 4.
Раздел 8. Разработчики примерной основной образовательной программы
ФИО
Пучкова Надежда
Владимировна
Левицкая Татьяна
Викторовна
Усатый Виктор Петрович
ФИО
Ионова Анастасия
Владимировна
Иванова Наталья Ивановна

Группа разработчиков
Организация, должность
ГБПОУ КК БАТТ, преподаватель
ГБПОУ КК БАТТ, преподаватель
ГБПОУ КК БАТТ, преподаватель
Руководитель группы:
Организация, должность
ГБПОУ КК БАТТ, заместитель директора по учебной
работе
ГБПОУ КК БАТТ, методист

Формулировка прописывается разработчиком ПООП в соответствии с п. 2.9 ФГОС СПО по
соответствующей специальности.
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».